Институциональный инвестор (institutional investor) — это термин, обозначающий юридическое лицо различной формы собственности, которое владеет и управляет активами, составленными из паев участников. Из паев участников складывается капитал, который институциональный инвестор обещает сохранить и приумножить, инвестируя его в различные ценные бумаги, недвижимость или предприятия.
Типичными примерами институциональных инвесторов являются:
- пенсионные фонды (pension funds) — хранящие пенсионные накопления граждан, с обещанием выплачивать из этих накоплений пенсию по достижении пенсионного возраста; Например, крупнейший пенсионный фонд США — CalPERS. Под его управлением находится 27 миллиардов пенсионных накоплений 1,5 миллиона государственных работников штата Калифорния.
- страховые фонды (insurance funds) — принадлежат страховым компаниям, которые собирают страховые взносы страховщиков с обещаем выплатить страховку в случае наступления страхового случая;
- паевые фонды (mutual funds) — собирают паевые вклады с участников фонда с обещанием приумножить их за определенный процент. Крупнейшие из них BlackRock, Fidelity, Schroders. Частным случаем паевого фонда является индексный фонд (index fund);
- хедж-фонды (hedge funds) — ограниченный круг богатых инвесторов, которым по правилам финансового рынка разрешается использовать более рискованные стратегии. Крупнейшие: Bridgewater, D.E.Shaw, Marshall Wace, Tower Research Capital;
- суверенные фонды (sovereign funds) — фонды, принадлежащие целым государствам, сформированные из золото-валютных резервов страны; например, the China Investment Corporation — управляющий золотовалютными резервами КНР, полученными от экспортной выручки;
- корпоративные и благотворительные фонды (endowmens) — фонды, принадлежащие корпорациям, профсоюзам, учебным учреждениям (например, the Yale Endowment — фонд Йельского Университета) из взносов благотворителей, благотворительные фонды;
- частные компании управления капиталами (wealth management funds) — управляют личными состояниями крупных богачей. Крупнейшие: Julius Baer;
- проприетарные торговцы (proprietary trading) — компании, которые на свои деньги и деньги партнеров ведут торговлю, не привлекая сторонних клиентов. Крупнейшие: GETCO, Susquehanna, Virtu, Getco.
Пенсионные, страховые и паевые фонды строго регулируются законами и находятся под наблюдением государственных финансовых органов. Им разрешается вкладывать деньги только в определенные ценные бумаги и не разрешается рисковать капиталом пайщиков. В то время как хедж-фонды регулируются слабо и им разрешается вкладывать свои капиталы, куда они пожелают на свой страх и риск.
Рост институциональных инвесторов в США приходится на середину 60-ых годов, когда индивидуальные инвесторы постепенно стали отказываться от управления своими активами на прямую. Множество исследований того времени показало, что для лучшего результата по торгам проще поручить свои деньги индексному фонду, чем самому каждодневно следить за ценами и акциями.
У институциональных клиентов даже есть специальный влиятельный журнал Institutional Inverstor, который дает обзоры рынков, трендов, финансовых инноваций, новых стратегий инвестирования, обзоры инвестиционных банков и их услуг. Журнал постоянно публикует различные рейтинги, по которым инвесторы определяют качества услуг брокеров и инвестиционных банков.
Взаимоотношения с брокером
Для проведения операций с ценными бумагами институциональные инвесторы заключают договор с крупным брокером на обслуживание, который выполняет их ордера-приказы, когда инвестор решает поменять что-то в своем портфеле инвестиций. У брокера такие клиенты называются institutional clients, а поток их приказов-ордеров — institutional flow. Institutional flow составляет львиную долю ордеров, с которыми работает крупный брокер, т.е. можно сказать, что крупный брокер частными клиентами (retail clients) не занимается.
Когда институциональный клиент решает реструктурировать свой пакет акций он мыслит так: «продать это, и на вырученные деньги купить это«. Причем мыслит он об операции не с одной акцией, а с целым списком (list orders), портфелем (basket orders) акций. Устройство бирж подразумевает операции с ценными бумагами по отдельности, по каждому отельному наименованию, они не поддерживают операции сразу пакетом по нескольким наименованиям акций. То есть для того, чтобы выполнить поручение инвестора, брокеру надо разбить весь пакет по акциям и торговать их по отдельности, одну за другой. Это неизбежно приведет к утечке информации. Другие участники торгов по объемам и движению цен заметят, что сейчас кто-то проводит крупную операцию, и это неизбежно приведет к движению цен в невыгодную для институционального инвестора сторону. Поэтому торговлей пакетами акций у брокера занимается специальный отдел так называемой программной торговли. Задача трейдеров этого отдела аккуратно продавливать «пакет» ордеров инвестора на рынке так, чтобы не вызвать невыгодного движения цен.
Buy side и Sell side
Инвестиционные компании традиционно носят общее название «buy-side«, а компании-брокеры, которые их обслуживают — «sell-side«. Buy-side, потому что инвестиционные компании являются покупателями услуг брокера, они приобретают услуги у брокера по торговле ценными бумагами и также приобретают сами ценные бумаги из наличного пула брокера, если брокер желает их продать (например, акции свеженьких компаний-стартапов, еще не вышедших на биржу, облигации IBM или долговые обязательства Берега Слоновой Кости). Buy-side вовсе не значит, что компании только покупают, они конечно и продавать могут что-то, но их главная стратегия — накапливать капитал, а накапливать они могут только большей частью покупая.
Компании-брокеры, называются sell-side, потому что они продают свои услуги инвестиционным компаниям. Их главная стратегия — продать как можно больше услуг инвестиционным компаниям, чтобы заработать на комиссиях.