В данной статье я рассмотрю четыре основные стратегии автоматизированной торговли. Это те стратегии, где машина лучше и быстрее справляется с операциями и где участие человека только замедляет транзакцию и следовательно ведет к убыткам.
1. Маркет-мейкинг
Система автоматизированного маркет-мейкинга постоянно выставляет лимитные ордера на покупку и продажу в книгу лимитных ордеров. Все остальные участники торгов видят эти ордера и могут осуществить по ним сделку. По сути маркет-мейкер предоставляет ликвидность: он всегда готов купить у того, кто хочет продать, и всегда готов продать тому, кто хочет купить.
Если сделка была совершена, позиция тут же ликвидируется. Так как цена на актив может меняться ежесекундно, каждый маркет-мейкер смотрит еще и на цены своих конкурентов. Чтобы выставленный ордер исполнился, он должен быть первым в очереди на эту цену или улучшать цену. Так как улучшать цену некуда — спред всего 1 цент, то маркет-мейкеру надо постоянно следить за изменением коньюнктуры, чтобы не оказалось так, что ордер выставили, коньюнктура изменилась, а ордер не успели отменить, и маркет-мейкер оказался на руках с активом, цена на который уже упала.
Работу маркет-мейкера я подробно описал в отдельной статье..
2. Арбитраж между рынками
Во многих странах один и тот же финансовый инструмент котируется на нескольких разных биржах. Если вдруг на какой-то бирже сдвинулась цена на этот инструмент, она вроде бы по теории эффективного рынка должна сдвинуться и на других биржах. Арбитражёр пытается уловить момент и, увидев движение цены на одной бирже, купить ценную бумагу по старой цене на другой бирже. Когда цены выравняются или сдвинутся еще больше в благоприятную сторону, арбитражёр сможет быстро избавиться от купленной ценной бумаги, положив практически дармовую прибыль (free money) в карман.
Один и тот же инструмент может котироваться даже в разных странах. Например знаменитый прогоревший трейдер Ник Лисон торговал на арбитраже — на разнице цен на фьючерсы индекса Nikkei, в Сингапуре и в Осаке.
Другой случай, это когда на одной бирже котируются фьючерсы или опционы (производные инструменты, деривативы) на инструмент, который котируется на другой бирже. Или, например, возможен арбитраж между фьючерсами на индекс и ценами на акции, составляющие этот индекс. В этом случае арбитраж производится между фьючерсной биржей (скажем, CME в Чикаго) и фондовой биржей (NYSE в Нью-Йорке).
Шансы на такие арбитражные сделки появляются на короткие промежутки времени. Среагировать на их появление и воспользоваться ими — вот главная задача арбитражёра. Здесь особенно критично скоростное выставление ордеров. т.е. большая чувствительность к latency на всех уровнях. Для сокращения latency трейдеры идут на всевозможные ухищрения. Примером, иллюстрирующим такой вид стратегии, может служить фильм «Проект ‘Колибри'».
3. Статистический арбитраж
Проводя статистическую обработку рыночных данных, статистические арбитражёры (stat arbs) стараются уловить закономерность в поведении цен на акции, скажем найти какую-то корреляцию между колебаниями акций Coca-Cola и Pepsi-Cola. Если они замечают, что акции Coca-Cola подешевели, то по теории статистической корреляции то же самое должно произойти с акциями Pepsi-Cola. Другое название такой стратегии — «парная торговля» (pairs trading)
У каждого арбитражёра — своя теория, своя статистика и свои вычисленные корреляции.
4. Вынюхивание алгоритмов
Когда трава была зеленая а алгоритмы алгоритмической торговли — примитивными, существовала ниша трейдеров, которые пытались обнаружить активность примитивных алгоритмов на рынке и «обыграть» их. Называлось эта стратегия «вынюхивание алгоритмов» (algorithm sniffing). Стратегия заключалась в том, чтобы следить за поведением ордеров в книге лимитных ордеров, и пытаться обнаружить закономерности поведения определенных ордеров. По этим закономерностям трейдеры пытались догадаться, стоит ли за ордерами алгоритм или реальный человек, и если работает алгоритм, то какой примерно объем ордера он пытается «вытолкнуть» на рынок.
С развитием алгоритмической торговли эта стратегия дает все меньше результатов. Алгоритмы стали более изощренными и использую специальные трюки против «вынюхивателей», внося случайные изменения в процедуру выставления ордеров на рынок. Это не позволяет «вынюхивателям» с высокой степенью достоверности определить, что за ордеров скрывается машина, а не человек.
Скорость работы
Некоторые из этих стратегий, в первую очередь маркет-мейкинг, весьма чувствительны к latency и требуют высокой частоты выставления, отмены и изменения ордеров. Отсюда вытекает название стиля их торговли — «high-frequency trading». Иными словами HFT — это не стратегия, это стиль торговли, который требуется при определенной стратегии.
Неудивительно, что стратегиями крупнейших компаний, которые известны как HFT-трейдеры, является именно маркет-мейкинг. Иными словами, эти компании используют HFT, потому что являются маркет-мейкерами, а не наоборот.
Непонимание этого нюанса привело к путанице и ложному восприятию феномена. Например, со стороны поведение маркет-мейкера или арбитражёра выглядит как постоянное выставление и отмена ордеров. Для несведущих трейдеров и некомпетентных журналистов это поведение выглядит как «обман», «уловка», «трюк», как намеренное введение в заблуждение других участников рынка. А на основе этого заблуждения создается уже целая теория заговора о неких злобных таинственных HTF-трейдерах, которые только и думают как своими коварными приемчиками обобрать несчастных инвесторов.