Книга Rogue Trader и интересные технические детали из нее

На днях прочитал книгу Ника Лисона о том, как он разорил банк Barings. По этой книге снят хороший фильм, который я всем очень советую посмотреть. Действие книги происходит в 1992-1995 годах, когда Ник Лисон поступил на работу в банк Barings и был направлен на работу в Сингапур, где Barings только что открыл свой офис для совершения сделок по деривативам на сингапурской бирже SIMEX.

В Сингапуре на тот момент существовало несколько бирж. Биржа торговли акциями и облигациями Stock Exchange of Singapore (SES) была создана в 1973 году. Биржа Singapore International Monetary Exchange (SIMEX) была создана в 1984 году в тесном сотрудничестве с Chicago Mercantile Exchange (CME).

Я опущу детали событий, описанных в книге. Меня заинтересовали технические подробности, которые могут быть интересны с точки зрения финансов, программирования и истории биржевого дела.

Арбитраж

На бирже SIMEX Лисон по поручению своих коллег из Японии осуществлял сделки по фьючерсам индекса Nikkei, которые были по сути арбитражем с Осакской биржей.

Арбитраж с Осакой (Osaka Securities Exchange / OSE) был возможен, потому что на SIMEX торговались те же инструменты, что и на Осакской бирже: фьючерсы Nikkei и JGB (Облгации займа японского правительства). Хотя предметы торговли были одинаковыми, контракты немного отличались по размерам (lot size) и шагам цены (price increment). Кроме того, у Осакской биржи и биржи SIMEX были разные правила вычисления margin call. Благодаря этому возникала возможность арбитража. Если между Осакой и Сингапуром появлялась на некоторый момент времени разница в цене на одинаковый фьючерс, то можно было клиенту продать фьючерс по более дорогой цене, а купить его по меньшей цене в Сингапуре, положив себе разницу в карман, помимо комиссии и не имея никакого риска на руках.

Как торговали на Осакской бирже

На Осакской бирже была уже установлена электронная система торгов. Электронная торговля на Осакской бирже позволяла выстроить все цены всех желающих купить и желающих продать в «стакан» и видеть таким образом всю активность рынка: все ордера на продажу и все ордера на покупку были видны на экране. В фильме совершенно правильно показывали трейдеров за зелеными экранами мониторов.

Как торговали на SIMEX

А на SIMEX торговали еще «по-старинке» вручную «в яме» (open outcry). В приницпе в те годы торги на всех биржах мира, если они осуществлялись в «яме», проходили одинаково. Толпы орущих друг на друга биржевиков в «яме» стали стандартным клише для иллюстрации безумия биржевых торгов и мира Wall Street.

Главный трейдер участника торгов, сидел в закутке возле терминала и следил за ценами. Он также принимал по телефону ордера, которые поступали от клиентов, затем сигналами рук через весь зал передавал приказы к своим сотрудникам в «яме». Обычно в «яме» один сотрудник стоял спиной к другому и смотрел внимательно через зал за трейдером у терминала. Получая от него приказ, он передавал за спину приказ второму сотруднику в «яме», который тут же начинал исполнение приказа.

Отдельный сотрудник стоял у ямы и весь торговый день занимался тем, что слушал, по каким ценам в яме совершаются сделки, и передавал их сигналами главному сотруднику у терминала, чтобы он был в курсе котировок. Все сотрудники носили особые пиджаки, чтобы отличать по ним в толпе трейдеров, с которыми они совершали сделки. В «яме» сделки могли совершаться сразу по нескольким ценам, здесь не действовали правила приоритета по времени: кто лучше машет руками, кто громче кричит, кто быстрее привлек внимание другого трейдера, тот и получил исполнение ордера.

Когда приказ был исполнен, сотрудник из «ямы» передавал сигнал об исполнении (filled) сотруднику у терминала, а тот — по телефону сообщал клиенту об исполнении. Сотрудник в «яме» записывал (trade record), с кем в каком объеме и по какой цене он совершил сделку на особом листочке. Эти листочки в конце торгового дня собирались и сверялись с:

  • приказами клиентов (order tickets)
  • заносились с компьютерную систему биржи (clearing and settlement system), где они сверялись с такими же записями противоположной стороны сделки на предмет ошибок и непоняток.

Во время большой активности рынка вся «яма» превращалась в подобие Бедлама. В таком хаосе совершалось большое количество ошибок при совершении сделок: кто-то не так интерпретировал сигнал, кто-то не так понял друг друга, один участник сделки думал, что совершил сделку с участником А, а оказалось, что участник А ничего о ней не знает (или притворяется, что не знает). Кто-то записал Sell, а на самом деле надо было Buy. Об этом Лисон подробно пишет в книге. Теперь понятно, что введение электронной торговой системы на любой бирже это всегда был шаг вперед в плане нормализации торговли ценными бумагами и большим благом для инвестором, чьи ордера больше не терялись, не перепутывались и не исполнялись с ошибками.

При сверке записей трейдеров с приказами клиентов непременно выяснилось бы, что Лисон совершал сделки на бирже, не имея на них никаких приказов от клиентов (agency trading) и не имея права делать это самостоятельно от имени банка (proprietary trading). Но из-за бюрократических проволочек и некомпетентности менеджмента банка Barings Ник Лисон оказался на двух должностях одновременно: он руководил и совершением сделок на бирже (front office) и сам же их заносил в клиринговую систему биржи (back office). То есть функции, которые обычно в брокерских конторах осуществляют строго два разных отдела, в сингапурском офисе Barings совмещало одно лицо. Это, разумеется, давало Нику Лисону свободу скрывать ошибки в сделках, прятать убытки по позициям, фальсифицировать балансовые отчеты и водить менеджмент банка и даже аудиторов за нос.

Margin Call

Интересны и технические детали с расчетом margin call. Margin call принят на биржах, где торгуются срочные контракты (деривативы): фьючерсы и опционы. В отличии от покупки-продажи акций и облигаций, при совершении сделки с деривативами обе стороны сделки находятся в состоянии взаимных обязательств по отношению друг с другом. Это состояние длится до момента истечения (expiry) дериватива. А до этого момента обе стороны находятся под риском того, что противоположная сторона не выполнит свои обязательства по срочному контракту. Для уменьшения этого риска от стороны, которая обязана исполнить условия контракта, требуется залог (margin call), который меняется в зависимости о цены контракта на конец торгового дня. На сингапурской бирже в случае больших колебаний цен залог могли потребовать даже в середине дня.

Ник Лисон мог прятать свои позиции от менеджмента банка сколь угодно долго, но спрятать их от биржи не было никакой возможности. Так как убытки по спрятанным позициям росли, биржа требовала в качестве залога каждый день все больше и больше денег, которые Ник Лисон ежедневно требовал от головного отделения банка в Лондоне до тех пор, пока суммы не выросли до таких колоссальных размеров, что банк в один прекрасны день просто не смог их собрать.

Невнесение залога считалось дефолтом и приводило к автоматической ликвидации всех позиций участника торгов. Как трагично это выглядит, вы можете посмотреть в заключительных кадрах фильма Trading Places. А слова «margin call» из технического термина превратились в фразеологизм, означающий «пришло время платить по счетам», «час расплаты». Фильм с этой фразой в названии говорит ровно об этом: заигравшиеся в CDO банкиры почуяли, что запахло жареным, и начали быстро сбрасывать неликвид со своих плеч на плечи несведущих конкурентов.

Каждая биржа деривативов рассчитывает margin call по-своему. В книге Лисона описано, что Осакская биржа рассчитывала margin call простым сведением всех счетов участника торгов. Если на одном счете числился проданным один инструмент, а на втором счете — он числился купленным, margin call выставлялся только на разнице. SIMEX же рассчитывал margin call по системе SPAN (Standard Portfolio Analysis of Risk), которая также принята была на Chicago Mercantile Exchange.

В наше время

В 1999 году путем слияния двух бирж Stock Exchange of Singapore (SES — торговля акциями) и Singapore International Monetary Exchange (SIMEX — торговля деривативами) была создана едина биржа Singapore Exchange (SGX), на которой торговались и акции/облигации и деривативы. «Ямы» были закрыты и заменены электронной системой торгов, которая с 2000-ого года обновлялась несколько раз и считается одной из самых быстрых в азиатском регионе. Биржа SGX окрепла настолько, что даже возжелала купить австралийскую биржу ASX. Но не срослось.

В 2013 году Осакская биржа слилась с Токийской биржей, образовав Japan Exchange Group. В составе конгломерата на Осакской бирже по-прежнему торгуются деривативы, в то время как Токийская биржа полностью сконцентрировалась на торговле акциями и облигациями.

Системы электронных торгов и системы управления ордерами сводят ошибки в торгах к минимуму, а бумажный документооборот практически исключен. Движение приказов от клиента через брокера на биржу и отчеты по его исполнению обратно к клиенту осуществляется электронно. Все записи о сделках сводятся на бирже автоматически в конце каждого торгового дня. При наличии таких систем простая махинация, какую сделал Лисон, не прошла бы незамеченной в первый же день. А из-за многоуровневых защит, наделяющих конкретное лицо только определенными конкретными правами в системе, ему вряд ли вообще бы удалось спрятать свои убытки.

Конечно, ошибки типа «fat finger», ввод в систему неверных данных намеренно или по невнимательности, и ошибки в программировании — не исключены, и они время от времени приводят к epic fail.

Ссылки и источники

Помимо самой книги интересно было почитать отчет Банка Англии по делу банкротства банка Barings, где подробно описаны все сделки Лисона со всеми техническими деталями. Интервью самого Лисона на Youtube, которые он теперь дает в качестве консультанта. На момент 1995 года Ник Лисон был рекордсменом по убыткам от деятельности трейдера. Но его быстро обогнали другие.

2 комментария на “Книга Rogue Trader и интересные технические детали из нее

  1. Антон

    Спасибо за ревью, надо будет почитать!

    Toshihide Iguchi, не так давно, к сожалению, почивший, тоже написал увлекательную книжку «My Billion Dollar Education» (доступна в Амазоне и Google Books на английском) про свою историю сокрытия убытков в Daiwa, и последующий срок в американской тюрьме. Насколько я помню, ему удавалось покрывать margin calls посредством закладывания клиентских бумаг в Federal Repo, собственно, потому что он, как и Ник, отвечал за фронт и бэк офисы одновременно.

    Рекомендую.

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s