Прямой доступ к рынку: Direct Market Access (DMA)

Direct Market Acess это буквально «прямой доступ к рынку». В DMA-сервисе брокер пропускает ордер через свою торговую систему на рынок в полностью автоматическом режиме без дополнительного ручного вмешательства.

Помните, что помимо «discretionary» ордеров есть еще “non-discretionary», которые требуют минимум внимания. Если ордер от клиента принимается электронно и уже находится в компьютере, то трейдеру просто остаётся посмотреть на него, проверить параметры ордера и нажать кнопку «отправить на рынок».

Но почему бы тогда не запрограммировать компьютер на выполнение определенных проверок и отправлять ордер на биржу автоматически, не привлекая к этому трейдера?

Эта простая идея была реализована в начале 2000-ых годов, когда повсеместно биржи стали электронными, а брокеры стали предлагать DMA-услугу своим клиентам.

Исторический экскурс

На волне роста дот-комов в середине 90-ых годов прошлого века (как быстро летит время) стала расти популярность дей-трейдинга. Люди бросали скучную работу, открывали аккаунты, садились за компьютеры и играли на бирже, продавая-покупая акции. Дей-трейдерам не нужна была аналитика инвестиционных банков и советы их продажников, какие акции следует купить. Для подлкючения к рынку они прибегали к услугам небольших брокерских контор, которые брали минимум комиссии, предоставляя минимум услуг: подлючение к бирже и рыночные данные. Дей-трейдерам этого было достаточно.

У каждого такого брокера технология подлючения к рынку была своей внутренней разработкой.  Для минимизации своих расходов по управлению ордерами все операции по приему ордера от дей-трейдера и предаче ордера на биржу были автоматизированы. У дей-трейдера реально создавалось ощущение, что он торгует напрямую на бирже, а не через брокера. Отсюда и произошло название этой услуги: прямой доступ к рынку — direct market access. Эти мелкие брокерские конторы не составляли большой конкуренции крупным брокерским конторам премиум-класса, так как премиум-класс работал с крупными инвесторами и не занимался пузатой мелочью.

Но в начале 2000-ых годов дот-ком пузырь лопнул. Дей-трейдеры спешно вышли из бизнеса и вернулись к прежним занятиям вроде продажи фольги и развозке пиццы. Мелкие брокерские конторы за несколько месяцев растеряли львиную долю своей клиентуры. И тут на них обратили внимание крупные брокеры. Так как в связи с кризисом им тоже пришлось сокращать свои расходы, сокращать было решено за счет автоматизации и компьютеризации всего торгового процесса и отправки в отставку толпы трейдеров, вся функция которых заключалась в том, чтобы получить ордер от клиента и отправить его на биржу.

Стратегии было две: либо создавать DMA-инфраструктуру с нуля самим, либо прикупить уже что-то готовое и проверенное временем. А тут как раз мелкие брокеры с ценной готовой технологией дышат на ладан. Поэтому в 2002-2004 годах прошла волна поглощений крупными брокерами мелких брокеров с DMA-технологиями, на основе которых крупные брокеры построили свои услуги по прямому доступу к рынку уже для крупных профессиональных инвесторов.

В настоящее время все крупные брокеры предоставляют DMA-услугу своим клиентам. Через DMA проходит до 50% клиентских ордеров. Иными словами, лишь малая часть клиентских ордеров доверяется брокеру для обработки вручную. А это значит, что в сфере брокерских услуг растет роль компьютерных систем и снижается роль профессиональных трейдеров.

Типы прямого доступа к рынку

За пользование сервисом DMA в любом его варианте клиенты тоже платят брокеру комиссию, пусть и мизерную.

Plain vanilla DMA

В отличие от «high touch» ордеров, в DMA-сервисе к клиентским ордерам никто не прикасается, их никто не обрабатывает и не проверяет вручную. Поэтому они называются «low touch». «Low» потому, что кое-какая обработка все-таки ведется: ордер проходит через систему управления ордерами (Order management system — OMS), где его проверяют на валидность (validation) и соответствие различным лимитам и рискам (risk checks). Только после этого OMS-система брокера отправляет ордер на биржу модулю соединения с биржей (market connectivity module), а тот — на биржу. Все проверки ордера проходят за доли секунды, но тем не менее они вносят свой вклад в разницу между времененем поступления ордера к брокеру и поступлением ордера на рынок.

LLDMA

Разумеется обработка ордера в OMS-системе требует времени, что добавляет задержку между временем, когда ордер был отправлен и тем, когда ордер появился на рынке. Пусть даже на это уйдет 5-10 миллисекунд, для некоторых клиентов это слишком долго. Для таких клиентов брокеры предлагают вариант DMA-сервиса, который называется «Low-latency DMA» (LLDMA). В этом варианте ордер клиента минует OMS брокера и сразу попадает в модуль соединения с биржей, который делает минимум проверок и отправляет ордер на рынок. В этом варианте latency может составить ок. 100 микросекунд, а то и меньше. При желании для клиента модуль подключения к рынку брокер может установить в дата-центре биржи (colocatation), что позволит сократить latency еще больше за счет более короткого пути сетевого соединения.

Naked DMA

Но даже эта задержка (latency) нравилась не всем клиентам, и брокеры пошли на еще более смелый сервис – предоставление «Naked DMA» или «sponsored DMA». В случае с «naked DMA» клиент сам подключается к бирже напрямую, создавая свою собственную инфраструктуру, и отправляет свои ордера со своей торговой системы напрямую на биржу, минуя инфраструктуру брокера, но пользуясь его идентификатором (broker ID).

Идентификатор брокера клиенту требуется потому, что на бирже могут торговать только члены биржи, коим является брокер, но не клиент. Т.е. все ордера, отправленные клиентом через «naked DMA», отправляются от имени брокера (он выступает как «sponsor», сдающий в аренду свой идентификатор и свою репутацию) под ответственность клиента. Брокер же получает информацию об ордерах клиента post factum в виде протокола (drop-copy) от биржи. Такие ордера называются «zero-touch», потому что брокер к ним не прикасается вообще.

Naked DMA связан с большим риском как для брокера, так и для рынка. Вся ответственность за ордера клиента ложится на брокера, и если клиент своими ордерами обрушит рынок — отвечать будет брокер. Так как в naked DMA проверка ордеров проводится post factum, вероятность такого ошибочного случая — высока, и потому в последнее время «naked DMA» стали прижимать правительственые регулирующие органы, особенно в США.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s