Центральный депозитарий

Создание Центрального Депозитария в начале 70-ых годов XX века в США было призвано разрешить так называемый «бумажный кризис» (paperwork crisis).

Бумажные сертификаты

До создания центрального депозитария для полного завершения сделки каждый клиент, покупавший акции, должен был получать взамен уплаченной суммы реальный бумажный сертификат этой акции. Брокер покупателя отправлял курьера к брокеру продавца с подтверждением перевода денег, где курьер взамен подтверждения получал бумажный сертификат и доставлял его брокеру покупателя, а брокер затем почтой отправлял сертификат своему клиенту. Один сертификат как правило выписывался на 100 акций. Поэтому традиционно на бирже акции продавались лотами по 100 акций, т.е. купить, скажем, 3 акции было невозможно, так как не существовало возможности выписать сертификат на 3 акции. Более того, сертификаты не выписывались и на большее количество. Купив 500 акций, инвестор получал пять сертификатов по 100 акций каждый. Представьте, сколько бумаги тратилось и перевозилось при оформлении покупки пакета в 100.000 акций!

Обычной картиной на улицах Wall Street 1960-ых годов были курьеры, снующие по улицам между брокерскими конторами с сумками, набитыми сертификатам.

Оформление одной транзакции в back-office брокерской конторы состояло из 68 шагов, на каждом из которых могла быть допущена ошибка. Эти ошибки, накапливаясь на каждом этапе, проводили к значительным убыткам. Например, вполне обыденными были случаи утраты сертификатов, отправки их по неправильному адресу, ошибочная доставка одних сертификатов вместо других, или вообще отсутствие всякой доставки (failure-to-deliver) из-за того, что у брокера, продавшего акции, был полный завал с бумагами в back-office.

Горы сертификатов, которые ждут своего учета, пересчета, проверки и отправки. И это только один торговый день 1968 года.

Если брокер совершил на бирже продажу акций, а акций у него в наличии не оказалось из-за того, что другой брокер не доставил ему эти бумаги по предыдущей сделке, брокеру для выполнения своих обязательств по поставке надо было идти на рынок и покупать эти акции (buy out) нередко уже по новой цене. Это, естественно, вело к убыткам. С одной стороны росли объемы сделок, комиссии с клиентов взимались, доходы росли, а с другой стороны все эти сделки не могли быть завершены из-за того, что никто из брокеров не успевал обработать эти сделки в своих back-office.

Ситуация усугублялась тем, что владельцы брокерских контор считали ниже своего достоинства вдаваться в дела какого-то там back-office. Весь блеск и шик биржевой торговли осуществлялся биржевыми маклерами в торговых залах, для которых back-office представлялся царством душной бухгалтерии и скучного ремесла карандаша и стёрки. В 60-ых годах рынки так пёрли вверх (go-go boom years), банки и брокерские конторы зарабатывали столько денег, что никто об автоматизации back-office даже не задумывался. Все инвестиции вкладывались в расширение бизнеса, в открытие новых офисов, в стимулирование продаж в ущерб совершенствованию административного аппарата. Продвижение по службе определялось не вашими талантами управленца, а уровнем ваших продаж. «Завал в работе? Надо просто нанять еще больше людей! Компьютеры? Зачем нужны эти компьютеры? Это слишком дорого! Наймите по дешевке больше людей, умеющих складывать два и два!».

Бумажный кризис 1968 года

К концу 60-ых в США из-за роста объемов биржевых торгов ситуация усугубилась до такой степени, что биржам пришлось закрываться на 1 день в неделю (в среду), чтобы back-office брокеров могли справиться с валом бумаг и переоформлением сертификатов. Этот кризис вошел в истории под названием «бумажный кризис» (paperwork crisis).

Пик хаоса из-за роста объёмов торгов пришелся на начало апреля 1968 года после того, как в конце марта президент Линдон Джонсон объявил о своем решении не выдвигать свою кандидатуру на следующих выборах президента. Исследование, проведенное в апреле 1968 года, показало что члены Нью-Йоркской биржи не поставили своим партнерам по сделкам сертификатов на сумму 2.67 миллиарда долларов. К декабрю того же года эта сумма увеличилась до 4.12 миллиарда долларов!

Все это настолько мешало нормальной работе рынков ценных бумаг, что участники рынка, не дожидаясь реакции правительства на это безобразие, в мае месяце 1968 года приняли решение отказаться от физических сертификатов и перейти на безбумажный оборот ценных бумаг. Так был создан Единый центральный депозитарий.

Центральный депозитарий

Согласно этой концепции все акции всех компаний (впрочем, и облигации тоже), которыми торгуют брокеры, помещаются в этот депозитарий и перемещение акций от одного брокера к другому уже не требует физического перемещения бумажных сертификатов между офисами. В книгах депозитария осуществляется простая проводка: акции списываются со счета одного брокера и записываются на счет другого брокера. А сами бумажные сертификаты остаются в сейфах депозитария и никуда не перемещаются.

Процесс перевода всех ценных бумаг в центральный репозитарий называется иммобилизацией. Процесс превращения бумажного сертификата в бездокументную форму, в простую запись в гроссбухе (или в базе данных) и бездокументный их оборот называется дематериализацией.

С появлением компьютеров все записи в бумажных гроссбухах были заменены записями в электронных базах данных. Теперь, когда новые компании выходят на рынок, он больше не печатают бумажные сертификаты и не относят их на бережное вечное хранение к Депозитарий — The Depository Trust Company (DTC). Просто по указанию Комиссии по ценным бумагам (SEC) в компьютерах создаются записи, и этими записями потом оперируют при клиринге торгов и окончательных расчетах между участниками. Если какому-то покупателю акций для собственного удовольствия хочется получить на руки бумажный сертификат, депозитарию требуется несколько недель его напечатать, отправить брокеру, а брокеру — отправить его покупателю.

Почему так поздно?

Нельзя сказать, что идея центрального депозитария была чем-то новым, некоей гениальной выдумкой одинокого изобретателя. Создание депозитария предлагали в США еще в 50-е годы, но все участники рынка противились этой идее вот по каким причинам:

  • Во-первых, все штаты США имели законодательное требование, согласно которому брокер при покупке акций обязан был предоставить покупателю сертификаты, как доказательство завершения сделки. При этом на каждом сертификате должны было быть написано имя владельца-покупателя
  • Многие банки не выдавали кредиты под залог сертификатов, если эти сертификаты не были предоставлены заёмщиком физически.
  • Хотите верьте, хотите нет, но многие владельцы акций считали, что хранение всех сертификатов в одном месте облегчит задачу «социалистам, рвущимся к власти» экспроприировать частную собственность в пользу государства.
  • Более того, некоторые даже называли идею центрального депозитария «нацистской«, намекая на то, что первыми такой депозитарий создали в Германии, а после оккупации Франции нацисты ввели эту систему и на Парижской бирже (Caisse Centrale de Depots et de Virements de Titre (CCDVT)), которая работала с октября 1940 по 1944 в оккупированном Париже.

К началу 70-ых годов благодаря лоббированию в законодательство всех штатов (кроме Оклахомы) были внесены изменения, отменяющие требование наличия бумажного сертификата.

Система Центрального депозитария была сначала внедрена в США на Нью-Йоркской бирже (NYSE), как крупнейшей бирже США. Система Central Certificate System (или Central Certificate Service (CCS)), построенная на компьютерах IBM S/360, была запущена в мае 1968 года в ограниченном режиме для торгов по 320 акциям (30% наименований), чьи названия начинались с «A» до «C». К концу года на систему перевели 1200 акций биржи. Разработка системы обошлась в 5 миллионов долларов. В феврале 1969 года систему запустили на полную мощность, и система … провалилась. Ей понадобилось 26 часов для того, чтобы обработать один торговый день транзакций. Только через три месяца систему отладили, и она стала работать как положено.

Современное положение дел

Ныне центральные депозитарии созданы во всех странах мира (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Япония, и проч.), где работают современные биржи. Бумажные сертификаты более не издаются, а все переводы сертификатов от одного владельца к другому оформляются электронно.

1 комментарий на “Центральный депозитарий

  1. Kyryl Rybkin

    Добрый день Александр, а можете порекомендовать книгу или описать как работает система переводов и расчетов на forex рынке. Ведь здесь нет центральной биржи которая регистрировала бы сделки. Как primery banks взимодействуют с клиентами, чем занимается LMAX и другие MTF и как просходит взаимо расчет, ведь транзакции довольно дорогие?

    Нравится 1 человек

Оставьте комментарий